
ВЛВиктор ЛевинОбозревательНовая беда пришла на берега Анапы и Темрюка спустя 10 месяцев после катастрофы двух танкеров и отчаянной борьбы волонтеров и МЧС спасти регион от экологической катастрофы. По данным властей, в море дрейфуют 900 тонн мазута. Спасатели во второй раз за год возводят защитные валы на пути отравы.
Виктор Левин
Драматизм нынешней ситуации в том, что еще в начале октября силы МЧС занимались… ликвидацией защитных валов на всем побережье.
«Вдоль береговой линии в Анапе демонтировали 17,5 км защитных сооружений, возведенных вдоль уреза воды зимой 2025 года для защиты основной территории пляжей от выбросов нефтепродуктов.» — отчитывались спасатели 8 октября.
В победных реляциях сообщалось, что за 10 месяцев было очищено около 1,5 тыс. км береговой линии, собрано более 183 тыс. тонн загрязненного песка и грунта, которые были вывезены на специальные полигоны.

11 октября вице-премьер Виталий Савельев провел заседание правительственной комисии, где царило благостное настроение. Утверждалось, что водолазы, дескать, регулярно осматривают затонувшие танкеры и то, что от них осталось, а утечек нефтепродуктов не видно. А что же до пляжей Анапы и Темрюка, так там находят лишь совсем небольшие фрагменты нефтепродуктов.
Проходит еще 12 суток. И раздается гром среди ясного неба: 23 октября губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев сообщает о «второй серии эпопеи с танкерами», о том, что к берегу идет нефтяное пятно весом 900 тонн. Много это или мало? Для сравнения: в основном выбросе мазута с танкеров было 1,3 тысячи тонн. И убирали его долгие 10 месяцев.
Масштаб проблемы таков, что на пляжи Краснодарского края срочно вылетели Александр Куренков, губернатор Вениамин Кондратьев, руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова, первый вице-губернатор Игорь Галась.


Нефтяное пятно было видно уже со спутников. В Анапе начали срочно восстанавливать защитные валы на пляжах — те самые, которые неделей раньше полностью разобрали.
Губернатор Кондратьев, говоря о новом этапе работ, которые никто не ожидал, едва сдерживал слезы:
«900 тонн уже идет к берегам Темрюка. Вот и все. Такое время у нас. Можно говорить по-разному, можно искать крайних, виноватых… Можно. Но не нужно. Потому что 900 тонн мазута идет к берегам Тамани. 900 тонн!.. Нужно просто убирать, и на это в том числе будет задействован резервный фонд края».

Тезис Кондратьева о том, что не нужно искать виноватых в совершенно рукотворной катастрофе, является, мягко говоря, спорным. Иначе бы суд не взыскал с владельцев танкеров почти 85 млрд руб. за разлив мазута. Но в данном случае речь идет о других «виновных».
Дело в том, что еще шесть месяцев назад, 14 апреля 2025 года, правительство обещало президенту Путину построить саркофаг над затонувшим танкером, где остается несколько тысяч тонн мазута. Для откачки предполагалось сделать специальные люки. Реализацию проекта возложили на МЧС, Минприроды и Росприроднадзор.

Глава государства сообщил тогда: «У нас уже полностью демонтирован один танкер, второй же, насколько мне известно, лежит на глубине 20 метров, и планируется создание саркофага сверху. Однако все работы по второму танкеру должны быть организованы так, чтобы избежать возникновение каких-либо проблем с откачкой нефтепродуктов и утилизацией остатков на дне».
«И сам саркофаг, и все мероприятия, связанные с этим танкером, должны быть частью дальнейшей работы по откачке нефтепродуктов и полной утилизации корпуса танкера», — добавил Владимир Путин.
На календаре сегодня — последняя декада октября. Обещанного саркофага либо нет, либо он не достроен, либо построенное сооружение не справляется с задачей — все эти три версии ставят чиновников, ответственных за ликвидацию последствий аварии, в неловкое положение.
Сколько времени и средств будет потрачено на борьбу с 900 тоннами мазута, и не выплывет ли в результате зимних штормов новая партия отравы, никто точно не знает. Под угрозой может быть и будущий курортный сезон 2026 года.
В начале 2025 года Росприроднадзор и МЧС обещали полную очистку моря и пляжей к 2026 году. Увы. Не вышло.