Пропал бензин. Власти принимают меры в интересах нефтяников, топливо будет дорожать

Оглавление
ToggleТопливный рынок осенью 2026 года: бензин вернется, но снова вырастет в цене
МСМария СоколоваОбозревательВласти переводят управление топливным рынком в ручной режим, чтобы избежать дефицита бензина и дизеля на заправках. Уже введен мораторий на обнуление топливного демпфера. Чем аукнется такая мера для людей и компаний?
Мария Соколова
Дефицит топлива из-за «внепланового ремонта НПЗ» шагает по стране. Первой жертвой нехватки бензина стал Крым — теперь там продают не более 20 л за раз. Но страдают не только ближайшие к Украине регионы.
Где в России пропал бензин
Уже даже жители Бердска в Новосибирской области вынуждены запасаться горючим впрок — на заправках стал пропадать бензин самых популярных марок — АИ-92 и АИ-95. Информацию подтверждает владелец сети АЗС «Альянс Плюс» Алексей Головещенко.
— Омский НПЗ объемы развернул на центральную часть России, в связи с этим дефицит. У нас куплен бензин, и мы ждем поставки железнодорожным транспортом. Но логистика увеличилась, в два раза отгрузки с НПЗ задерживают. Предварительно еще неделю будем без топлива.

В Новосибирской области с проблемами столкнулись даже аграрии, которые закупают дизель в больших количествах. Об этом заявил глава регионального Минсельхоза Андрей Шинделов.
Похожая ситуация складывается в Томской области, готовятся в нехватке горючего в Ленинградской, Новгородской, Псковской областях и в Карелии — Киришский НПЗ остановил переработку нефти на одной установке. В Свердловской и Челябинской областях независимые АЗС вводят ограничения на отпуск топлива в одни руки.

Что означает мораторий на обнуление демпфера
Надо срочно что-то делать! На этом фоне Владимир Путин подписал указ, который вводит мораторий на обнуление топливного демпфера до 1 мая 2026 года. Звучит обнадеживающе, но у любой медали есть и обратная сторона.
Топливный демпфер власти придумали, когда Россия имела возможность отправлять топливо на экспорт. У производителей был выбор: либо продать подешевле в РФ, либо отправить на экспорт в страны, где топливо стоит дороже. Логика коммерческого предприятия подсказывает, что продавать товар надо там, где он дороже. Но что же тогда останется на внутреннем рынке?

Чтобы исключить неконтролируемый рост цен, в правительстве придумали компенсировать нефтяникам разницу между внутренними и экспортными ценами за счет бюджета. В 2022 году, например, нефтяники получили 2,17 трлн рублей, в 2023-м — 1,59 трлн, в 2024-м — 1,81 трлн рублей.
А чтобы у производителей точно не возникало желания повышать оптовые цены в РФ, было введено правило: если отпускные цены на бирже превышают определенный уровень, то демпфер обнуляется и производитель никаких денег не получает.
Для бензина на 2025 год верхняя планка установлена в 60 450 рублей за тонну, а для дизеля — 57 200 рублей. Но сейчас это не работает. Биржевые цены даже на АИ-92 перевалили за эту планку еще в начале июня 2025-го (сейчас тонна стоит 74 262 рубля), а по АИ-95 лимит был преодолен и вовсе в конце мая (актуальные котировки — 79 182 рубля).

После введения моратория нефтяники продолжат получать субсидии от государства даже в том случае, если продают топливо втридорога. То есть сейчас первоочередная задача властей заключается не в том, чтобы снизить цены на топливо, а в том, чтобы нефтяники получили побольше денег и приложили максимум усилий для его выпуска.
Как действия властей повлияют на цены на бензин
Это может в корне изменить ситуацию в стране. Сейчас нет законодательного ограничения на подорожание топлива в рознице. Резкие скачки сдерживает только ФАС своими рекомендациями и выборочными проверками.
У антимонопольной службы есть свое представление о том, как должен дорожать бензин, недавно рассказал глава ФАС Максим Шаскольский.
— Целевым значением по-прежнему остается направление не выше инфляции. Ситуация будет стабилизироваться в ближайшее время.

Пока получается не очень. За последний месяц бензин АИ-92, по данным мониторинга «Петрол Плюс», подорожал на 2,2%, а за год топливная инфляция составила более 24%.
Но раз теперь во главу угла поставили наличие топлива на заправках, а не его цену, то не исключено, что антимонопольщики ослабят давление на АЗС. Вертикально интегрированные нефтяные компании («Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть» и т. д. в первую очередь снабжают топливом свои собственные заправки, а владельцы независимых АЗС сталкиваются с массой проблем.

Многие вынуждены продавать топливо в минус. Кто-то выживает за счет продажи сопутствующих товаров, а кто-то закрывается. К концу октября могут закрыться 2-2,5% АЗС.
В плюсе от моратория на обнуление демпфера останутся нефтяники (впервые предложил расширить дозволенный коридор цен глава «Роснефти» Игорь Сечин), а вот потребителям придется раскошелиться — цены будут расти. Но смогут ли нефтяники, получив дополнительные деньги от государства, ускорить ремонт своих НПЗ и наполнить заправки топливом? Пока мы видим обещания восстанавливать работу раньше срока, но дефицит бензина от этого меньше не становится.
Вам также может понравиться
Годовой прирост цен на вторичное жилье оказался минимальным за пять
22.09.2025
Как улучшить напор воды в квартире: разбираемся в причинах слабого давления в трубах
26.09.2025